«Свет дня расстраивает их» — поэтический манифест памяти, где материальность объекта становится метафорой хрупкости и наслоений времени. Работы Аллы Урбан — это тактильные памятные поля, где прошлое не фиксируется, а будто «просеивается». Папиросная бумага, чай, тушь — материалы, которые сами по себе нестабильны — наслаиваются на просверленные вручную отверстия (болевые проколы памяти), смещаясь в слоях, перекрывая друг друга, будто создавая закрытые двери и окна для воспоминаний.
Как в некой хрупкой археологии здесь каждый элемент — не отдельный объект, но часть давней истории, которая продолжается в глазах зрителя.
ЭКСПЛИКАЦИЯ
В самом названии работы чувствуется противостояние: дневной свет как разоблачающая сила, которая тревожит ненадежные конструкты памяти, заставляет их меняться, искажаться или даже рассыпаться. Техника смешанной медиа у Урбан напоминает ритуал: поверхность не покрывается «изображением», а впитывает их, как страница дневника, пропитанная чаем. Лаки фиксируют, добавляют блеск, намекая на то, как частенько мы «лакируем» прошлое в желании помнить события другими, нежели они были.